Так начинается Кали-юги — четвёртая и последняя, причем, наихудшая эра этого цикла истории человечества.
Махабхарата — это индийская книга, котоаря состоит из 18 частей — парв и содержит более 75 000 двустиший, шлок – этот объем в несколько раз превышает длину Илиады и Одиссеи вместе взятых.
Махабхарата: философский аспект
Между тем, Махабхарата четко описывает такое понятие, как высшее предназначение – дхарма. Это этический смысл произведения: человек не может изменить будущее, но он несет ответственность за настоящее.
В моральном аспекте книга задает тон альтруизма: эгоизм нужно порицать, а бескорыстие – поощрять. При этом авторы четко указывают на то, что пренебрегать личным благом во имя абстрактного – это неправильно.
Фильмы о Махабхарата: история эпоса в кинематографе
Первое кино по мотивам древней книги – это фильм о Махабхарата индийского режиссера Бабубхая Мистри, датированный 1965 годом. Он идет два с половиной часа. Вторая экранизация – шестисерийный фильм-спектакль англичанина Питера Брука, он был поставлен в 1980-е годы.
Ну, и конечно, самая длинная история: в 1990-е годы индийский режиссёр Рави Чопра снял кинофильм, состоящий из 94 серий. Фабула повествования – 18-летняя борьба за престол между враждующими династиями. В свое время этот сериал стал в Индии настолько популярным, что правительству пришлось даже менять расписание поездов, потому что пассажиры отказывались путешествовать во время показов фильма.
Самым интересным проектом по экранизации, безусловно, стала работа Питера Брука. Спектакль был поставлен в 1980 году, а фильм по спектаклю снят в 1989 году. Европеец Брук всеми силами пытался донести до зрителя, что в первую очередь этот эпос – это ведическое философское произведение. Он шел к этому десять лет: первые актерские пробы к фильму были проведены еще в 1970 году. Тогда, просмотрев несколько сотен актеров из разных стран, режиссер создал труппу из тридцати человек.
Чтобы проникнуться духом эпоса, они подолгу жили в глухих деревнях Индии и Пакистана, далеко в Гималаях, вдали от цивилизации. Команда читала древние тексты, занималась йогой и медитацией. И только когда в каждом из них произошли внутренние перемены, режиссер поставил спектакль.